Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Неизвестные аспекты применения Федерального закона от 05.04.2017 г. г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления требований к маркировке товаров.

18.01.2018
Неизвестные аспекты применения Федерального закона от 05.04.2017 г. г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления требований к маркировке товаров.

Как показывает опыт, многие участники закупок и заказчики  не внимательно изучают все положения (пункты)  части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2017 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и, как правило, акцентируют своё внимание только на пункте 1 части 1 указанной статьи.

Между тем согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Под маркировкой товара понимается  текст, условное обозначение или рисунок, нанесенные на упаковку или товар и другие вспомогательные средства. То есть это средство идентификации товара  в части его соответствия требованиям техническим регламентов, документов,  разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.

Таким образом, установление заказчиком требований к маркировке товара в соответствии с требованиями, например,  национальных стандартов в документации о закупке является абсолютно правомерным.

При этом  существует множество стандартов (например, п. 5.5.1 ГОСТ 3634-99,  п.  2.27 ГОСТ 19596-87,  п. 5.3.1 ГОСТ 15167-93, п. 4.6.1 ГОСТ 2162-97, п. 3.1 ГОСТ 3282-74 и др.),  в которых   в качестве обязательной маркировки товара предусмотрено нанесение товарного знака производителя непосредственно на самом товаре.

Понятие «товарный знак»  приведено в пункте 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которому товарным знаком  является обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей,  за которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Данное обозначение может быть не только словесным, но и  изобразительным, комбинированным либо любым другим обозначением, использующимся для выделения конкретного товара юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 ГК РФ (ст. 1480 ГК РФ). Данный Государственный реестр товарных знаков  расположен на сайте ФИПС (адрес:  http://www1.fips.ru/ ).

Если исходить из буквального толкования  требований указанных национальных стандартов то, если участник закупки заявляет о соответствии товара этим стандартам, он обязан указывать  товарный знак, являющийся частью маркировки товара в своей заявке.

Между тем, в соответствии  с положениями части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе участники закупки обязаны указывать в первой части заявки товарный знак только при его наличии.

Поэтому  сложившаяся судебная  и административная практика до 2017 года перекладывала обязанность по доказыванию (документальному подтверждению) факта отсутствия  товарного знака у предлагаемого товара с участника закупки на заказчика, уполномоченный орган.

В результате  до недавнего времени  действия комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника, который заявил о соответствии своего товара стандарту, в котором товарный знак является обязательной частью маркировки товара, в большинстве случаев признавались незаконными, если комиссия и заказчик не смогут доказать наличие товарного знака у предлагаемого участником товара  (см., например, решение УФАС по г. Москве по делу № 2-57-5927/77-14, решение Иркутского УФАС России от 19.08.2015 г. по делу № 241, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 мая 2016 года по делу №  А53-24325/2015 и др.).

Однако,  в мае 2017 года    данный вопрос был рассмотрен  Арбитражным судом Северо-Западного округа  в рамках дела №А56-41486/2016.

По результатам рассмотрения данного дела сделан правильный вывод о том, что в случае наличия в документации положений о соответствии товара национальным стандартам, в которых присутствует обязательное требование, в числе прочего, наличие маркировки, уже не заказчику, а участнику закупки, заявившему о соответствии предлагаемого им товара национальному стандарту, в том числе в части его маркировки,  придётся доказывать отсутствие  товарного знака у товара, наличие которого регламентировано этим стандартом.

Источник: http://baltictender.ru